размер шрифта

Поиск по сайту



"Возвращение Потеряевки"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Потеряевка. Само название де­ревни предполагает её оторванность от внешнего мира. Так оно и есть на самом деле. Неоднократно бывая в Потеряевке, я всегда добирался до неё с трудом. Чаще всего, спрыгнув с поезда на маленьком разъезде Подстепновский, шёл четыре кило­метра по раскисшей после ливня полевой дороге. Если везло, то ехал на редакционном «УАЗе», долго выясняя у встречных дорогу. А они, не понимая журналистского интере­са к «попам» (так называют потеряевцев в окружающих деревнях), с неохотой указывали направление.

На сей раз, свернув с асфальти­рованной трассы, наш автобус мо­ментально увяз в чёрной грязи, и, если бы не подоспевший из Потеряевки грузовик, нам ещё долго при­шлось бы его толкать.

Мы совершаем своеобразную эк­скурсию, спускаемся в подвал. Рань­ше сюда был сделан тайный лаз, зава­ленный землёй, дровами и бревнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёв­на им сдвигать не хотелось. «Уж боль­но они ленивые», – смеётся Игнатий Тихонович. Но, даже сдвинув бревна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкно­венный погреб с картошкой. Но стои­ло выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена и от­крывался сводчатый подземный тон­нель с деревянным полом, светильни­ками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением – подземной церковью. Создавая тоннель и цер­ковь, работали верующие по ночам: долбили грунт, вытаскивали наверх вёдрами. Сейчас здесь всё обыденно, как в каком-нибудь овощехранилище. О том же, как молились верующие в подземной церкви, теперь можно узнать, лишь посмотрев документаль­ный фильм, снятый режиссером Ю. Н. Малашиным.

Сейчас у нас свобода вероисповедований, нет больше гонений. Сидя на брёвнах, наблюдаю за жизнью лаге­ря. Бегают ребятишки, занимаются своими делами взрослые. Странное ощущение, будто я попал в XVIII век. Женщины и девочки все в платочках и длинных юбках. У мужской половины – рубашки навыпуск, пояски... Все мужчины с бородами. Только бейсболки на головах у некоторых напо­минают о веке нынешнем.

Детей в лагере иногда бывает до сотни, со всех уголков страны. В мой последний приезд здесь была боль­шая группа из Красноярского края. В основном – дети верующих, многие из трудных семей, бывают из детских домов. Игнатий Тихонович берёт на воспитание всех. За время существо­вания лагеря здесь были немцы, ев­реи, грузины, цыгане, греки, казахи, русские, украинцы. Не разделяют здесь и по религиозным убеждениям, бывают дети баптистов, пятидесятни­ков, самое главное – это их стремле­ние к вере. Плата за пребывание в лагере минимальна, да и видя, из каких семей привозят детей, Игна­тий Тихонович многих берет бес­платно. Да ещё каждому ребёнку стараются здесь подарить что-ни­будь из одежды или обуви.

Жизнь в лагере расписана по утверждённому уставу. Подъём с восходом солнца. Почему так рано? Чтобы встретить первые лучи солн­ца, пробежаться босиком по росе, умыться студёной водой, быть в единении с природой. Над головой проносятся ласточки, перебегают дорогу суслики... Всё это западает в память ребятишек, лелеет в их душах ростки уважительного отно­шения к окружающему миру.

В лагере проповедуется не толь­ко слово Божье, но и учение о здоровом образе жизни. Единение с природой, свежий воздух, водные процедуры дают прекрасные результаты. За всё время существова­ния лагеря, не было случаев каких-либо серьезных заболеваний. Хватает детям и развлечений. Есть у них спортивная площадка, сделанная своими руками из под­ручного материала. Здесь имеется всё, что необходимо для физичес­кого развития: качели, канаты, тур­ники, городошная площадка. Я ис­кренне смеялся, глядя, как малыши осваивают ходули. Ребята постар­ше играли вместе с девчонками в футбол, бадминтон. А ещё в списке развлечений – катание на лошадях, на лодках, купание, сбор ягод и грибов. По пятницам разводят боль­шой костёр. В лагере прекрасная видеотека. Последним фильмом, который смотрели дети, оказался «Титаник».

Обязателен в лагере ежеднев­ный труд. Надо и воды принести, и дрова напилить. Девочки помогают в столовой, на кухне. Все при деле, все осознают важность своей рабо­ты.

В столовой бросилось в глаза разделение детей: сначала едят мальчики и только после них – девоч­ки. Врозь купаются в пруду. Всё остальное время дети вместе. «Если цена девочки рубль, то мальчика – десять рублей, – говорит Игнатий Тихонович. – На мужчину возлагает­ся всё: жилище, защита, кормле­ние. Мы постоянно подчеркиваем это, давая понять, как девочки до­лжны относиться к мальчикам. Маль­чики же должны относиться к девоч­кам со всяким благоговением. В этом выражено стремление при­вить целомудрие, стыдливость, пос­лушание, то, на чём всегда воспиты­вали русского человека».

Самое большое наказание для провинившегося – запрет на приезд в лагерь следующим летом.

Сейчас в Потеряевке появилось многое, это – уже настоящая дерев­ня. Есть здесь электричество и теле­фон, медпункт, начальная школа, церковь, строятся добротные дома, у многих домов стоят автомобили и трактора. Среди живущих в дерев­не люди различных специальностей – врач, учитель, священник, агро­ном, электрик, компьютерщик, механизатор. Все они живут своим подсобным хозяйством, для всех закон – общинный устав. А главное, что их объединяет, – вера в Бога. Все здесь доброжелательны и общи­тельны. Каждый день все потеряевцы собираются на службе в храме.

Молитва. Работа. Работают здесь много, до самого позднего вечера. Работа во славу Господа. Конечно, и отдыхают – по воскресеньям и церковным праздникам.

На одном из праздников – обряде Крещения – удалось побывать и мне. Готовятся к нему весь год. Желающие пишут заявление о крещении, за них поручаются поручители. И с этого момента они становятся оглашенны­ми. И если оглашенный где-то осту­пился или сам почувствовал, что не готов креститься, то священное таин­ство отодвигается для него на целый год.

Вечером, накануне крещения, про­ходил совет общины, на котором на­иболее уважаемые люди заслушива­ли каждого из оглашенных и их пору­чителей. Каждого «разбирали» очень долго, указывали на малейшие недо­статки. Среди оглашенных было не­сколько человек зрелого возраста и несколько молодых – в основном де­вушки, студентки барнаульских вузов. Одна – студентка социологического факультета АГУ, другая – с ветфака аграрного университета, третья учит­ся на педиатрическом факультете АГМУ, есть будущие экономисты. Все они учатся на старших, курсах и при­шли сюда осознанно.

На следующий день, 12 июля, со­стоялось Крещение. Потеряевцы и обитатели православного лагеря-ста­на долго молились в церкви, а затем начался крестный ход к пруду, где и проходило основное ритуальное дей­ствие.

Тихая прозрачная вода принимала с помощью отца Иоакима оглашен­ных в свои объятия. На берег они возвращались крещёными и счастли­выми.

Непосвящённому может показать­ся, что всё легко и просто: захотелось кому-то возродить деревню, и она как по мановению волшебной палочки возродилась, да ещё такая благополучная, в которой не воруют, не ку­рят, не пьют, не матерятся, а живут так, как, дай Бог, всем бы нам жить. Но, каких трудов стоило возрожде­ние деревни, знают только братья Лапкины. Только они знают, сколько пришлось пройти бюрократических препон и сколько ещё предстоит про­йти. Государство, похоже, не очень-то приветствует восстановление Поте­ряевки: то комиссии наезжают, то местные власти землю урезают... Вот недавно удалось отвоевать разъезд Подстепновский, который хотели за­крыть, лишив жителей Потеряевки единственной надежной транспортной артерии для связи с внешним миром. Да и жители ближайших деревень не всегда понимают потеряевцев, не нравятся им их добрые дела. В одну из ночей загубили у них лошадь. Воткну­ли ей в спину металлический штырь.

Игнатий Тихонович как-то расчис­тил у дороги родник, табличку сделал, чтобы знали путники, где жажду уто­лить, да кружку для них оставил. Круж­ка исчезла на следующий день. Он оставлял новые, приковывал на цепоч­ки, но результат был один и тот же. Теперь у родника кружку не оставля­ют. Похоже, безбожников перевос­питать трудно, и кружек на них не напасёшься. И остается потеряевцам еженедельно чистить родник у доро­ги, чтобы вода в нём была всегда кристальной чистоты...

И вот я дома. Город встретил меня гарью и шумом. Слух резал отборный мат из уст подростков и красивых девушек. Россыпи окурков. Старшее поколение в поисках опохмелки. Я вернулся в цивилизованный мир» Владислав ГАЛЕНКО. («Мы и здоровье» стр. 3-4. 1999 г. «Российское здоровье» №2 от 27 октября 1998 г. стр.1-13).

127