размер шрифта

Поиск по сайту



Шесть ударов в колокол

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«ШЕСТЬ УДАРОВ В КОЛОКОЛ

возвестили, что в лагерь-стан деревни Потеряевки прибыли гости. Правильно эта детская организация называется: христианский правос­лавный детский трудовой лагерь-стан в честь священномученика Климента Анкирского. От­куда происходит название? Мне рассказали, что епископ Климент, живший в 313 году от Ро­ждества Христова, много страдал в своей жизни за веру. Но главный его подвиг – спасение детей. Когда наступил голод, язычники стали в пря­мом смысле выбрасывать детей на улицу. А он всех их собирал под своё крыло, спасал от смерти, как подобает настоящему христианину. В принципе, то же самое делается сегодня и в Потеряевке христианским проповедником и начальником первого религиозного детского лагеря в крае Игнатием Тихоновичем Лапкиным. Здесь воспитываются в основном дети из бедных семей. После 23 лет нелегального и легального существования эта детская органи­зация получила наконец официальный юриди­ческий статус.

На чём основаны жизнь и воспитание детей в лагере-стане? По уставу всё подчинено вере в Бога, любви к Богу, уважению и подчинению родителям, старшим, воспитателям, а также ежедневному труду не менее четырех часов в день, причём всем без исключения.

По мнению И. Т. Лапкина, нынешние дети – это потерянное поколение. Детям «телевизора» интересно всё вокруг, не интересны лишь они сами себе. По существу, он занимается духов­ным ростом детей. Внутренний мир молодого человека, его душа питаются здесь истоками счастья, хотя в истории лагеря было немало драматических страниц. В годы гонений дети скрывались в землянках. Но сегодня речь о другом.

Трудно понять за один день, как находит путь к сердцам детей Игнатий Тихонович. Вероятнее всего, души людей раскрываются ему благодаря тому, что живет сам безо лжи, постоянно тру­дится и милосерден на деле, хотя и строг.

Есть в уставе деревенской общины пункт, запрещающий на территории деревни включать бесовскую рок-музыку. И в этом есть свой смысл. Не случайно учёные делают много заяв­лений о разрушительном влиянии рока на орга­низм человека, особенно молодого.

Если у кого-то возникнут мысли о скучной жизни в лагере, и забитости детей при таком образе жизни, то он ошибается. Имеется в селе видеомагнитофон, с помощью которого можно смотреть программы духовного содержания. Дети впитывают святое, чистое, безгрешное.

Конечно, когда проходит сезон, дети разъез­жаются по городам и сёлам и видят жизнь настоящую, со всеми её пороками. И от этого не уйти. Но по ответам детей я поняла, что здесь, в лагере, закладывается такой мощный потен­циал веры, который помогает им не растерять себя и, по крайней мере, учит отделять хорошее от плохого.

В доме священника отца Иоакима на втором этаже pacположена читальня для всех потеряевцев. Здесь религиозные книги. Но община по­лучает газеты и журналы, дети читают все книги по школьной программе. Община деревенская входит в с состав Крестовоздвиженской общины г. Барнаула. И. Т. Лапкин говорит, что в общине много молодежи, которая обучается в высших учебных заведениях. Два студента в это лето работают на строительстве жилья в Потеряевке бесплатно, так пожелали, утверждают они.

Чем же заняты мальчишки?

- Скучать не приходится, – говорят Павел и Максим. Дрова собираем, пилим. Эта наша основная обязанность. А девочки учатся шить, штопать.

На отдых времени тоже хватает. Дети купают­ся по несколько раз в день в местном пруду, маленькие – в «лягушатнике», умеющие плавать в «открытом море». Есть у них две лодки и две лошади, за лето почти все приобретают навыки верховой езды. Учатся рисовать. Хочется и поозоровать! Кто же в детстве не покорял верши­ны деревьев? Как ни запрещай, мальчишки остаются мальчишками. В колке за селом есть могучие деревья, которые обследовали взрос­лые на прочность. А теперь сюда приводят воспитанников. Лазай как обезьяна по дереву, кричи как тигр, разрешено всё. Эмоции вы­плеснулись наружу – жизнь продолжается в спокойном русле. Начальник лагеря говорит, что за 23 года в лагере не заболел ни один воспитанник.

Ходят дети по ягоду, заготавливают лекар­ственные травы, выращивают сад-огород, что разбит на неудобицах, а растущая вокруг изго­роди дикая крапива в человеческий рост напо­минает об этом. В огороде порядок, как у самой добросовестной хозяйки.

На трёх гектарах земли, принадлежащей лаге­рю, всё меньше остаётся ямок, рытвин. Каждую дети вместе с начальником засаживают пасын­ками ив. И дерево начинает расти. Экологи­ческое воспитание занимает одно из ведущих мест. Наверное, каждый слышал тревожную информацию об истощении запасов пресной воды на планете. Слышал и забыл. А здесь дети знают, что именно поэтому надо экономить питьевую воду и зря её не расходовать. При пользовании баней существует норма расхода воды для мальчиков и девочек.

Дети с огромным интересом постигают жизнь живой природы, наблюдая как стрепет в небе, замерев высматривает мышей, как паук-искус­ник плетёт паутину, а ласточка уничтожает вредных мошек

За два года, что мы не были в Потеряевке, многое изменилось в лагере-стане. Построено пять новых келий. Если раньше они располагались в палатках, то теперь строения сде­ланы основательно, под шифер. Потолок в келье выложен из тёсаных толстых вет­вей ивы, тщательно подогнанных друг к другу. Лагерь может вмещать до 80 детей. Но этим летом здесь отдыхают только 20. За лагерь плата небольшая, половину де­тей приняли вообще бесплатно, но дорога обходится недёшево.

Меня спросили в другом селе: знакомы ли дети из лагеря-стана с «Марсами» и «Сникерсами»? Ну, конечно, знакомы. Питаются здесь здоровой, полезной пи­щей. Продукты доставляются родителя­ми, другие люди проявляют благотвори­тельность. Например, одна коммерсантка прислали разных продуктов на миллион рублей, выращивают свои овощи в огоро­де, молочные продукты дают жители села.В этот день на завтрак были творог со сливками и пирожки с клубникой. Обе­дом накормили и нас. Лук, петрушка и укроп подаются постоянно. А ещё мы ели окрошку, сделанную по всем правилам кулинарного мастерства, гречневую кашу, пирожки с творогом, запивали просток­вашей или холодным ядрёным квасом. Но это было потом.

Оказалось, что мы одеты не по уставу. По правилам русской старины за столом у всех руки должны быть закрыты до кистей. На стол не облокачиваться, над чашкой не склоняться, не разговаривать... Выдал нам Игнатий Тихонович солдат­ские кители, и мы, уважая их правила, принялись за еду. Живущие в лагере перед едой и после читали молитвы, потом отдыхали несколь­ко минут. Группа детей с упоением слу­шала чтение главы из Евангелия студен­том агроуниверситета. Старшие ушли на стройку, а помладше собирались с воспи­тателем на пруд.

День был очень жарким. Но жизнь в лагере шла своим чередом. Работали, от­дыхали, молились. Несмотря на спартан­ский образ жизни, мы не увидели ни одного угрюмого лица, хотя и подъём был, как обычно, в половине пятого утра.

Потеряевка – одно из «белых пятен» на карте нашей России. Феномен подвижничества живущих здесь ещё предстоит разгадать. Но одно утверждать могу – возрождается не просто деревня. Возро­ждаются основы православных христиан­ских заповедей, старинных русских обы­чаев. А пока это маленький островок духовности, людей смирных, но осознаю­щих своё достоинство. Возможно, благо­даря им и спасутся тысячи...» Л. ГОРБУЛЕВА («Свет октября» 27 июля 1996 г.).

122