Шесть ударов в колокол
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«ШЕСТЬ УДАРОВ В КОЛОКОЛ
возвестили, что в лагерь-стан деревни Потеряевки прибыли гости. Правильно эта детская организация называется: христианский православный детский трудовой лагерь-стан в честь священномученика Климента Анкирского. Откуда происходит название? Мне рассказали, что епископ Климент, живший в 313 году от Рождества Христова, много страдал в своей жизни за веру. Но главный его подвиг – спасение детей. Когда наступил голод, язычники стали в прямом смысле выбрасывать детей на улицу. А он всех их собирал под своё крыло, спасал от смерти, как подобает настоящему христианину. В принципе, то же самое делается сегодня и в Потеряевке христианским проповедником и начальником первого религиозного детского лагеря в крае Игнатием Тихоновичем Лапкиным. Здесь воспитываются в основном дети из бедных семей. После 23 лет нелегального и легального существования эта детская организация получила наконец официальный юридический статус.
На чём основаны жизнь и воспитание детей в лагере-стане? По уставу всё подчинено вере в Бога, любви к Богу, уважению и подчинению родителям, старшим, воспитателям, а также ежедневному труду не менее четырех часов в день, причём всем без исключения.
По мнению И. Т. Лапкина, нынешние дети – это потерянное поколение. Детям «телевизора» интересно всё вокруг, не интересны лишь они сами себе. По существу, он занимается духовным ростом детей. Внутренний мир молодого человека, его душа питаются здесь истоками счастья, хотя в истории лагеря было немало драматических страниц. В годы гонений дети скрывались в землянках. Но сегодня речь о другом.
Трудно понять за один день, как находит путь к сердцам детей Игнатий Тихонович. Вероятнее всего, души людей раскрываются ему благодаря тому, что живет сам безо лжи, постоянно трудится и милосерден на деле, хотя и строг.
Есть в уставе деревенской общины пункт, запрещающий на территории деревни включать бесовскую рок-музыку. И в этом есть свой смысл. Не случайно учёные делают много заявлений о разрушительном влиянии рока на организм человека, особенно молодого.
Если у кого-то возникнут мысли о скучной жизни в лагере, и забитости детей при таком образе жизни, то он ошибается. Имеется в селе видеомагнитофон, с помощью которого можно смотреть программы духовного содержания. Дети впитывают святое, чистое, безгрешное.
Конечно, когда проходит сезон, дети разъезжаются по городам и сёлам и видят жизнь настоящую, со всеми её пороками. И от этого не уйти. Но по ответам детей я поняла, что здесь, в лагере, закладывается такой мощный потенциал веры, который помогает им не растерять себя и, по крайней мере, учит отделять хорошее от плохого.
В доме священника отца Иоакима на втором этаже pacположена читальня для всех потеряевцев. Здесь религиозные книги. Но община получает газеты и журналы, дети читают все книги по школьной программе. Община деревенская входит в с состав Крестовоздвиженской общины г. Барнаула. И. Т. Лапкин говорит, что в общине много молодежи, которая обучается в высших учебных заведениях. Два студента в это лето работают на строительстве жилья в Потеряевке бесплатно, так пожелали, утверждают они.
Чем же заняты мальчишки?
- Скучать не приходится, – говорят Павел и Максим. Дрова собираем, пилим. Эта наша основная обязанность. А девочки учатся шить, штопать.
На отдых времени тоже хватает. Дети купаются по несколько раз в день в местном пруду, маленькие – в «лягушатнике», умеющие плавать в «открытом море». Есть у них две лодки и две лошади, за лето почти все приобретают навыки верховой езды. Учатся рисовать. Хочется и поозоровать! Кто же в детстве не покорял вершины деревьев? Как ни запрещай, мальчишки остаются мальчишками. В колке за селом есть могучие деревья, которые обследовали взрослые на прочность. А теперь сюда приводят воспитанников. Лазай как обезьяна по дереву, кричи как тигр, разрешено всё. Эмоции выплеснулись наружу – жизнь продолжается в спокойном русле. Начальник лагеря говорит, что за 23 года в лагере не заболел ни один воспитанник.
Ходят дети по ягоду, заготавливают лекарственные травы, выращивают сад-огород, что разбит на неудобицах, а растущая вокруг изгороди дикая крапива в человеческий рост напоминает об этом. В огороде порядок, как у самой добросовестной хозяйки.
На трёх гектарах земли, принадлежащей лагерю, всё меньше остаётся ямок, рытвин. Каждую дети вместе с начальником засаживают пасынками ив. И дерево начинает расти. Экологическое воспитание занимает одно из ведущих мест. Наверное, каждый слышал тревожную информацию об истощении запасов пресной воды на планете. Слышал и забыл. А здесь дети знают, что именно поэтому надо экономить питьевую воду и зря её не расходовать. При пользовании баней существует норма расхода воды для мальчиков и девочек.
Дети с огромным интересом постигают жизнь живой природы, наблюдая как стрепет в небе, замерев высматривает мышей, как паук-искусник плетёт паутину, а ласточка уничтожает вредных мошек
За два года, что мы не были в Потеряевке, многое изменилось в лагере-стане. Построено пять новых келий. Если раньше они располагались в палатках, то теперь строения сделаны основательно, под шифер. Потолок в келье выложен из тёсаных толстых ветвей ивы, тщательно подогнанных друг к другу. Лагерь может вмещать до 80 детей. Но этим летом здесь отдыхают только 20. За лагерь плата небольшая, половину детей приняли вообще бесплатно, но дорога обходится недёшево.
Меня спросили в другом селе: знакомы ли дети из лагеря-стана с «Марсами» и «Сникерсами»? Ну, конечно, знакомы. Питаются здесь здоровой, полезной пищей. Продукты доставляются родителями, другие люди проявляют благотворительность. Например, одна коммерсантка прислали разных продуктов на миллион рублей, выращивают свои овощи в огороде, молочные продукты дают жители села.В этот день на завтрак были творог со сливками и пирожки с клубникой. Обедом накормили и нас. Лук, петрушка и укроп подаются постоянно. А ещё мы ели окрошку, сделанную по всем правилам кулинарного мастерства, гречневую кашу, пирожки с творогом, запивали простоквашей или холодным ядрёным квасом. Но это было потом.
Оказалось, что мы одеты не по уставу. По правилам русской старины за столом у всех руки должны быть закрыты до кистей. На стол не облокачиваться, над чашкой не склоняться, не разговаривать... Выдал нам Игнатий Тихонович солдатские кители, и мы, уважая их правила, принялись за еду. Живущие в лагере перед едой и после читали молитвы, потом отдыхали несколько минут. Группа детей с упоением слушала чтение главы из Евангелия студентом агроуниверситета. Старшие ушли на стройку, а помладше собирались с воспитателем на пруд.
День был очень жарким. Но жизнь в лагере шла своим чередом. Работали, отдыхали, молились. Несмотря на спартанский образ жизни, мы не увидели ни одного угрюмого лица, хотя и подъём был, как обычно, в половине пятого утра.
Потеряевка – одно из «белых пятен» на карте нашей России. Феномен подвижничества живущих здесь ещё предстоит разгадать. Но одно утверждать могу – возрождается не просто деревня. Возрождаются основы православных христианских заповедей, старинных русских обычаев. А пока это маленький островок духовности, людей смирных, но осознающих своё достоинство. Возможно, благодаря им и спасутся тысячи...» Л. ГОРБУЛЕВА («Свет октября» 27 июля 1996 г.).