размер шрифта

Поиск по сайту



"Маленькая искорка возрождаемой России..."

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Иоаким Тихонович Лапкин нашему появлению в возрождаемой Потеряевке удивился, хотя и был «визит» сюда не первым. А объяснялось всё просто – накануне прошёл сильнейший ливень, и грунтовая дорога в Потеряевку пре­вратилась в месиво из грязи и воды. В Корчино все дружно говорили – теперь до посёлка не добраться. Обидно, но... Но выход всё-таки на­шёлся. Мы добрались до Потеряевки на поезде... Целиноград – Барнаул. Точнее говоря, до разъезда «Подстепновский», а уж там около трёх кило­метров полевой дорогой, ведущей в посёлок, мы прошагали примерно за сорок минут «своим ходом». И ничего. По крайней мере, ещё раз пришли к вы­воду, что места здесь поистине кра­сивейшие.

Все наши «мытарства» были воз­награждены. В Потеряевке в этот день находилось трое братьев Лапкиных. В том числе и Игнатий Тихоно­вич, приложивший массу усилий – как физических, так и моральных для того, чтобы идея возрождения по­сёлка стала реальностью. Потихоньку помаленьку, преодолевая всевозмож­ные трудности, потеряевцы продвига­ются вперёд. Мне задавали потом вопрос: много или мало сделали они за этот период времени? Много или мало применительно к Потеряевке, пожалуй, не совсем точное выраже­ние. Как можно оценить сам факт восстановления посёлка?

Игнатий Тихонович, как всегда бод­рый и подвижный, быстренько «пота­щил» нас на экскурсию. Мы спуска­лись в жилища, вырытые в земле, ко­торые он называл шутливо «кельями», осматривали строящиеся из самана домики, сараи, поднялись на крышу здания, где разместятся школа и вре­менный храм (настоящий планируется построить отдельно, уже и место для него выбрано). Я смотрел на всё это, сделанное немногочисленными пока переселенцами и думал: насколько же плохо знаем мы человека и его воз­можности. Видимо, и сам Игнатий Ти­хонович, слегка удивляясь тому, что они преодолевают все эти трудности, говорил: «Кажется, сделано не так уж много, но ведь каждую досточку прибить надо...». Что я мог ответить? Разве что в который уже раз, бывая здесь, подивиться – сколь всё-таки терпелив русский человек!

Сейчас в Потеряевке уже прописа­но около 20 человек. Это своего рода ядро, постоянные жители. Вот, напри­мер, Давыд Устинов. Ему 21 год. Сво­ими руками строит дом. На мой воп­рос о трудностях, слегка улыбнувшись, заметил: «Трудно, но приятно зало­жить фундамент своей жизни собст­венными руками».

Этим летом потеряевцам немало хлопот приносит погода. Дожди, дожди... В последнее время они прямо-таки затормозили строительство жилья. Но сидеть сложа руки здесь не привыкли. Уже готовится место для прудов, планируют в будущем заниматься рыборазведением. А вообще потихоньку-помаленьку пополняет­ся подворье. Во всяком случае, уже «прописались здесь пять, буренок, козы, три лошади. Кстати, а вот факт, свидетельствующий о том, что кое-кому не нравятся добрые дела потеряевцев. В одну из ночей загубили у них лошадь, воткнув ей в спину метал­лический штырь. Что тут скажешь?

Сейчас у переселенцев ещё одна забота – на повестке дня – убрать вы­ращенный урожай; ведь они офици­ально зарегистрировали крестьянское хозяйство. Выращивают на 80 гекта­рах пшеницу, овёс, свеклу... Весной помощь оказал совхоз «Корчинский», и теперь есть надежда на то, что близ­лежащие хозяйства помогут. Но и препятствий хватает. В приобретении стройматериалов, техники. Нередко бешеные деньги требуют буквально ни за что. Хотя дело они делают не частное, а общественное, нужное всем нам.

Не секрет, что у некоторых подвижничество Лапкиных и их соратни­ков вызывает недоумение, порой да­же и раздражение. Мол, мало ли других дел, выжить бы сейчас, а мы тут с деревней заброшенной возимся. Что ж, такие рассуждения можно понять, если жить только одним днём – сегодняшним. Игнатий Тихонович считает Потеряевку своего рода ма­ленькой искрой в общем деле возрож­дения России. Но искоркой не тлею­щей, а разгорающейся всё ярче. Ведь главное, говорил он мне, не то, что мы строим сарай, а то, что мы здесь возрождаем человека. Человека – хозяи­на своей земли, а не временщика. За многие годы, считает он, мы развратили человека. Навязали ему принцип – лишь бы день прожить, а там хоть трава не расти. А иначе откуда быть бедности на богатой земле? Че­рез веру, через труд нам надо возрождаться, и мы это делаем. Вот его кредо.

Читателю, думаю, будет небезын­тересно узнать, что летом этого года в течение двух месяцев Игнатий Ти­хонович по приглашению епископаИллариона из Нью-Йорка находился в США. Как он сам заметил, только на такси проехал по Америке около 15 тысяч километров. Смотрел, спра­шивал, сравнивал, выступал с лекциями. Вывод – они сумели сделать так, чтобы человеку было удобно в каж­дой мелочи. Своих проблем и там хватает, но принцип «забота о человеке прежде всего» они осуществляют на деле, а не на придорожных стен­дах.

Шёл разговор и о возможной помо­щи со стороны русской диаспоры в Америке в возрождении Потеряевки. Американцы, исходя из горького опыта, когда их гуманитарная помощь бесследно исчезала на просторах России, хотят теперь помогать кон­кретному делу. Возрождение Потеря­евки они таковым и считают. Поездка Игнатия Тихоновича сыграла в этом немаловажную роль. Уже сделаны первые шаги по созданию в Калифор­нии фонда помощи. А вообще-то сама поездка, впечатления, итоги – это, пожалуй, тема отдельного разговора.

Ждали представителя Потеряевки и в Канаде, но Игнатий Тихонович от­казался от поездки в эту страну.

Просто потому, что в родной Поте­ряевке множество дел. Да, первый этап в восстановлении посёлка уже, можно сказать, прошёл. Что и гово­рить, он был трудным. Не пали ли духом потеряевцы? Нет – убеждённо прозвучало в ответ. Никто и не ждал лёгкой жизни. А достижения на­лицо. Хотя бы то, что дрогнули сердца людей. Разве этого мало?»

В. РЕТУНСКЙЙ, Снимки Bладислава ГАЛЕНКО («Свет октября» 17 сентября 1992 г. № 112).

114