размер шрифта

Поиск по сайту



"Без приглашения не приезжать" В объективе Потеряевка"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Обычно объявления, которые дает православный мирянин Игнатий Ти­хонович Лапкин, извещая людей о существовании Потеряевки, закан­чиваются именно такой фразой.

Действительно, в это маленькое село, расположенное на территории Мамонтовского района, не стоит приезжать без приглашения. И это даже не потому, что тогда на разъезде-полустанке никто не встретит и до Потеряевки придется долго-долго топать пешком через поля по проселочной дороге, отбиваясь от комарья. Просто Потеряевка – это уникальный оазис христианской духовной жизни в православном понимании, и местные жители не хотят, чтобы кто-то вторгался сюда с плохими намерениями.

Еще лет семь назад на месте Поте­ряевки была пустошь. Посёлок пос­тигла обычная судьба малых дере­вень: люди разъехались в поисках менее трудной и более цивилизо­ванной жизни. А сейчас здесь по­строено более десятка новых до­мов, есть здания под библиотеку и церковь, играются свадьбы, рожда­ются малыши. Энтузиасты возро­ждают для себя и своих детей малую родину.

Необычна Потеряевка тем, что живут здесь только православные христиане, люди истинно верующие. Местная Свято-Анфимовская об­щина принадлежит к Русской Пра­вославной Церкви за границей и не подчиняется Московской Патриар­хии. Что касается их учения, то оно такое же, как у Русской Православ­ной Церкви. А вот жизнь... Потеряевка живёт по собственному уставу, который кажется очень строгим для нас, людей из мира, но который довольно прост и сводится к не­скольким принципам: жить без вся­кой лжи, хранить себя от греха, постоянно трудиться и творить дела милосердия. В семье принцип гла­венства мужа. Леность и беспо­мощность в быту осуждаются, поэ­тому каждый старается всё делать сам, не ожидая помощи от других. Но если в одной семье случаются трудности, другие обязательно от­кликнутся и выручат. Люди тут дале­ки от политики, но всё-таки говорят, что они за Ельцина, за стабильность: «При нём успеем всё сделать».

«Очень легко выполнить хороший, мудрый указ. Но чтобы такой указ создать, нужно много потрудиться, думая о последствиях, – рассуждает Игнатий Лапкин. – Руководитель до­лжен быть мудрым, ответственным. А люди в мире обезумели: все рвут­ся к власти, к должностям. Из-за больших денег, а не ради помощи людям. Куда вы идете, слепые во­жди?»

Игнатий Тихонович – начальник и наставник в детском православ­ном трудовом лагере, расположен­ном рядом с Потеряевкой. Своим воспитанникам он часто говорит: «Bы, дети, не станете министрами –там все места уже заняты. Вам нужно будет, когда подрастёте, не только себя, но и всех начальников с их семействами прокормить. Поэтому учитесь труду».

Этот лагерь уже более 20 лет принимает детей из семей верую­щих. В годы гонений он существовал нелелгально (за подобное воспитание детей в христианском духе давали большие сроки), а теперь получил официальный статус, заре­гистрирован в краевом управлении юстиции. В этом году здесь могло бы разместиться одновременно 80 человек. Приехало, правда, гораздо меньше детей. Когда-то сюда их родители привозили чуть ли не со всей страны. А сейчас, как поется в песне, «нам любые доvроги доро­vги?...» и поездка обходится в круг­ленькую сумму. За сам же лагерь плата чисто символическая – только за питание.

Детям тут нравится. Неделя-две акклиматизации – и не пугает уже ни строгий распорядок, ни подъём в 5 часов утра. Воспитанники в лагере подчиняются трём принци­пам: жизнь во Христе, по Евангелию; послушание родителям и старшим ежедневный труд. Бездельничать – это преступление. Поэтому каждый день наполнен: зарядка, молитва приготовление еды, изучение Слова Божия, работы в огороде, заготовка воды и дров, купание, катание на лошадях, на лодках... Есть спорт­площадка, качели, баня, можно ры­бачить, собирать ягоды и грибы. Здесь дети получают всё, что им необходимо: любовь и ласку стар­ших, пример христианской жизни, возможность потрудиться, научить­ся новому, полезному, уроки стро­гости и справедливости.

В воскресный день 7 июля на потеряевском пруду состоялось тор­жественное событие: более 20 че­ловек приняли крещение. Совер­шалось оно по всем правилам: не окроплением, а полным погружени­ем в воду.

К таинству крещения верующие готовятся долго, иногда по нескольку лет, до тех пор, пока окружающие не засвидетельствуют: да, теперь жизнь этого человека полностью измени­лась. Это – крещение по вере, а не по моде, не для того, чтобы избе­жать болезней или бед. Будут в жизни христианина и трудности и болезни. Возможны гонения и на­смешки от непонимающих людей. Но тот, кто отвергся от мира и пошёл за Христом, здесь по-осо­бенному светел и счастлив.

Эти христиане создали свою общину и в Барнауле. Большинство узнало о Боге, слушая проповеди Лапкина по радио и посещая заня­тия по изучению Библии в техничес­ком университете. Члены общины – люди самого разного возраста и социального положения. Многие очень хорошо говорят на языке жес­тов – изучили специально, чтобы общаться с глухонемыми людьми, которые стали посещать занятия и богослужения. Эти люди, многим обделённые, многого в жизни боя­щиеся, здесь, среди христиан, по­чувствовали себя уютно, ощутили поддержку, доброе к ним отноше­ние. «Глухонемой по кличке Угрю­мый, – рассказывал Игнатий Тихо­нович Лапкин, – у нас в лагере впервые заулыбался. Был бомжем, никому не нужным человеком, не мог устроиться на работу. Оказа­лось – замечательно шьёт и ремон­тирует обувь. А присмотреться к человеку – какая у него добрая, хорошая душа. Сколько прекрасных качеств, никому до этого не нужных, никем не раскрытых, не востребо­ванных...»

Проповедник Лапкин считает, что в наши дни люди (особенно дети) – это поколение «рабов телевизора». Нас интересуют только зрелища, волнует в основном то, что проис­ходит вокруг, за рубежом, в Москве, у соседа по площадке... А собствен­ная жизнь не интересна, печёмся только о внешнем своём облике, а не о душе. Как будто у каждого впереди – не одна, а три жизни.

Как же легко понять этих людей, соглашаться с их мнением, радо­ваться их удачам. Но как же трудно последовать за ними».

Татьяна ВОЛОБУЕВА. На снимках: Игнатий Лапкин; момент крещения; в детском лаге­ре; конная прогулка. Фото Александра ВОЛОБУЕВА («Вечерний Барнаул» 16 июля 1996 г № 79).

121