"Без приглашения не приезжать" В объективе Потеряевка"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«Обычно объявления, которые дает православный мирянин Игнатий Тихонович Лапкин, извещая людей о существовании Потеряевки, заканчиваются именно такой фразой.
Действительно, в это маленькое село, расположенное на территории Мамонтовского района, не стоит приезжать без приглашения. И это даже не потому, что тогда на разъезде-полустанке никто не встретит и до Потеряевки придется долго-долго топать пешком через поля по проселочной дороге, отбиваясь от комарья. Просто Потеряевка – это уникальный оазис христианской духовной жизни в православном понимании, и местные жители не хотят, чтобы кто-то вторгался сюда с плохими намерениями.
Еще лет семь назад на месте Потеряевки была пустошь. Посёлок постигла обычная судьба малых деревень: люди разъехались в поисках менее трудной и более цивилизованной жизни. А сейчас здесь построено более десятка новых домов, есть здания под библиотеку и церковь, играются свадьбы, рождаются малыши. Энтузиасты возрождают для себя и своих детей малую родину.
Необычна Потеряевка тем, что живут здесь только православные христиане, люди истинно верующие. Местная Свято-Анфимовская община принадлежит к Русской Православной Церкви за границей и не подчиняется Московской Патриархии. Что касается их учения, то оно такое же, как у Русской Православной Церкви. А вот жизнь... Потеряевка живёт по собственному уставу, который кажется очень строгим для нас, людей из мира, но который довольно прост и сводится к нескольким принципам: жить без всякой лжи, хранить себя от греха, постоянно трудиться и творить дела милосердия. В семье принцип главенства мужа. Леность и беспомощность в быту осуждаются, поэтому каждый старается всё делать сам, не ожидая помощи от других. Но если в одной семье случаются трудности, другие обязательно откликнутся и выручат. Люди тут далеки от политики, но всё-таки говорят, что они за Ельцина, за стабильность: «При нём успеем всё сделать».
«Очень легко выполнить хороший, мудрый указ. Но чтобы такой указ создать, нужно много потрудиться, думая о последствиях, – рассуждает Игнатий Лапкин. – Руководитель должен быть мудрым, ответственным. А люди в мире обезумели: все рвутся к власти, к должностям. Из-за больших денег, а не ради помощи людям. Куда вы идете, слепые вожди?»
Игнатий Тихонович – начальник и наставник в детском православном трудовом лагере, расположенном рядом с Потеряевкой. Своим воспитанникам он часто говорит: «Bы, дети, не станете министрами –там все места уже заняты. Вам нужно будет, когда подрастёте, не только себя, но и всех начальников с их семействами прокормить. Поэтому учитесь труду».
Этот лагерь уже более 20 лет принимает детей из семей верующих. В годы гонений он существовал нелелгально (за подобное воспитание детей в христианском духе давали большие сроки), а теперь получил официальный статус, зарегистрирован в краевом управлении юстиции. В этом году здесь могло бы разместиться одновременно 80 человек. Приехало, правда, гораздо меньше детей. Когда-то сюда их родители привозили чуть ли не со всей страны. А сейчас, как поется в песне, «нам любые доvроги дороvги?...» и поездка обходится в кругленькую сумму. За сам же лагерь плата чисто символическая – только за питание.
Детям тут нравится. Неделя-две акклиматизации – и не пугает уже ни строгий распорядок, ни подъём в 5 часов утра. Воспитанники в лагере подчиняются трём принципам: жизнь во Христе, по Евангелию; послушание родителям и старшим ежедневный труд. Бездельничать – это преступление. Поэтому каждый день наполнен: зарядка, молитва приготовление еды, изучение Слова Божия, работы в огороде, заготовка воды и дров, купание, катание на лошадях, на лодках... Есть спортплощадка, качели, баня, можно рыбачить, собирать ягоды и грибы. Здесь дети получают всё, что им необходимо: любовь и ласку старших, пример христианской жизни, возможность потрудиться, научиться новому, полезному, уроки строгости и справедливости.
В воскресный день 7 июля на потеряевском пруду состоялось торжественное событие: более 20 человек приняли крещение. Совершалось оно по всем правилам: не окроплением, а полным погружением в воду.
К таинству крещения верующие готовятся долго, иногда по нескольку лет, до тех пор, пока окружающие не засвидетельствуют: да, теперь жизнь этого человека полностью изменилась. Это – крещение по вере, а не по моде, не для того, чтобы избежать болезней или бед. Будут в жизни христианина и трудности и болезни. Возможны гонения и насмешки от непонимающих людей. Но тот, кто отвергся от мира и пошёл за Христом, здесь по-особенному светел и счастлив.
Эти христиане создали свою общину и в Барнауле. Большинство узнало о Боге, слушая проповеди Лапкина по радио и посещая занятия по изучению Библии в техническом университете. Члены общины – люди самого разного возраста и социального положения. Многие очень хорошо говорят на языке жестов – изучили специально, чтобы общаться с глухонемыми людьми, которые стали посещать занятия и богослужения. Эти люди, многим обделённые, многого в жизни боящиеся, здесь, среди христиан, почувствовали себя уютно, ощутили поддержку, доброе к ним отношение. «Глухонемой по кличке Угрюмый, – рассказывал Игнатий Тихонович Лапкин, – у нас в лагере впервые заулыбался. Был бомжем, никому не нужным человеком, не мог устроиться на работу. Оказалось – замечательно шьёт и ремонтирует обувь. А присмотреться к человеку – какая у него добрая, хорошая душа. Сколько прекрасных качеств, никому до этого не нужных, никем не раскрытых, не востребованных...»
Проповедник Лапкин считает, что в наши дни люди (особенно дети) – это поколение «рабов телевизора». Нас интересуют только зрелища, волнует в основном то, что происходит вокруг, за рубежом, в Москве, у соседа по площадке... А собственная жизнь не интересна, печёмся только о внешнем своём облике, а не о душе. Как будто у каждого впереди – не одна, а три жизни.
Как же легко понять этих людей, соглашаться с их мнением, радоваться их удачам. Но как же трудно последовать за ними».
Татьяна ВОЛОБУЕВА. На снимках: Игнатий Лапкин; момент крещения; в детском лагере; конная прогулка. Фото Александра ВОЛОБУЕВА («Вечерний Барнаул» 16 июля 1996 г № 79).