"Двадцать лет спустя"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ В ЗАБРОШЕННУЮ ПОТЕРЯЕВКУ ВЕРНУЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ»
«Полтора годе назад, беседуя с известным христианским проповедником Игнатием Тихоновичем Лапкиным, честно говоря, сомневался, что его планы возрождения родной Потеряевки найдут воплощение в жизни. И в более-то стабильные времена многие благие начинания становились жертвами безжалостной бюрократической машины. А в наше-то, смутное, шансы Игнатия Тихоновича на успех казались и вовсе призрачными. Но в чем я не сомневался уже тогда, так это в силе его убежденности в своей правоте, в правильности выбранного им пути.
И вот я снова Потеряевке... Картина белого безмолвия, сверкающего под солнцем снега, впервые за много лет была нарушена самыми что ни на есть прозаичными домом, скотным двором, баней... А вот и тот, кто многое сделал, чтобы из печной трубы весело устремился к зимнему небу дымок, чтобы тишину нарушали мычание коровы, лай собаки и пенье петуха. Во многом это стало возможным благодаря брагу Игнатия Лапкина – Иоакиму Тихоновичу.
Из рассказа И. Т. Лапкина.
– В семьдесят первом году в числе последних жителей Потеряевки уехали и наши родители. Укрупнение сёл практически превратилось в насильственное выселение, когда закрывают школу, магазин и ставят в положение, при котором жить невозможно, – это, я считаю, насильственное выселение. А ведь земля здесь хорошая и места красивые. Можно заниматься и скотоводством, и земледелием.
Весной 1991 года сюда, в родные места Иоаким Тихонович приехал вместе с Виталием Устиновым, чтобы через двадцать лет после того, как последние жители покинули Потеряевку, начать восстановление посёлка. Началом стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. По дощечке, по лесинке стали собирать материал для строительства скотного двора. Первую существенную помощь, оказали поселенцам председатель Комсомольского сельсовета И. Н. Писарев и директор совхоза «Кадниковский» В. Г. Игонин. Поддержали морально, один помог купить стройматериалы, другой – лошадь. Уже здесь, на месте купили и корову. Вроде всё просто получается: помогли, привезли ...Но знал бы кто, какие силы истрачены!..
Из рассказа Иоакима Лапкина:
– Закончил Московскую духовную семинарию, в семьдесят восьмом году стал священником. Но никогда не покидало желание вернуться в родные края. Приезжали сюда и видели – малая родина зарастает бурьяном. И мы решили – пора начинать возрождение посёлка. Понимали, что проблем возникнет масса. Летом поселенцы взялись за дело. Готовили простейший строительный материал – саман, иначе говоря, крупный кирпич из глины с соломой. Простейший-то простейший, но дома из него, сделанные на совесть, стоят веками. Первого августа 1991 года первый кирпич был положен, а всего на строительство двухквартирного дома их ушло около семи тысяч. Иоаким Тихонович, сам прекрасный каменщик, за две недели сложил стены, а до дождей уже и крышу сделали (разжиться шифером помог директор Корчинского РТО). Колхоз «Наука» Тюменцевского района продал им вторую лошадку. Без тягловой силы пришлось бы туго. Вообще, уже на первом этапе восстановления села переселенцы ощутили, что многие люди, доселе их не знавшие, относятся к их затее с пониманием, а главное – не чурались оказывать помощь.
Из рассказа Иоакима Лапкина.
- Работали мы весь световой день, кроме воскресений и религиозных праздников. В палатке и богослужение совершали. Сейчас к нам на жительство подали заявления пятнадцать семей. В основном это родственники, близкие по духу и вере люди. Весной этого года думаем заложить десять домов. Подчеркну: мы стали ощущать благожелательное отношение к нам районной администрации, администрации села Корчино. Пообещали выделить лес, ДРСУ продало нам 70 кубометров щебёнки.
Кроме дома, бани, скотного двора, успели и колодец выкопать и пруд. Сейчас вот завезли 28 бетонных плит. Планируют на основе бывшего клуба (остались стены) построить школу и храм. В ближайшее время сюда должны подвести электроэнергию. Проблему питания до сегодняшнего дня решали по-разному – что-то привозили, что-то покупали, неплохой урожай собрали в огороде. В этом году переселенцы намерены привести в порядок кладбище, пруды. Ну а что касается рабочих рук – с наступлением тепла приедут единомышленники. Кстати, ребятишки из православного лагеря Игнатия Лапкина, так сказать, соревнуются за право поработать на восстановлении посёлка. Вдумайтесь в это! У нас чаще всего соревновались за то, чтобы хорошо отдохнуть. Чувствую, у многих читателей уже вертится вопрос: откуда средства на восстановление посёлка? В это дело Лапкины вложили все свои сбережения... был у нас разговор вначале всего этого. Мы понимали, что дело задумали труднейшее, проблем встретим массу. Но сейчас мы постепенно находим понимание и, благодарение Боry, – сердца у людей открываются навстречу. И потом, у нас есть руки и желание...Внутри дома большая русская печь с полатями, алтарь с иконами, книги религиозного содержания. И красочный букварь, изданный в США на русском языке. Ведь кроме Иоакима Тихоновича, его братаПавла, мамы братьев Марии Егоровны, здесь живет шестилетний племянник Ося. Так что букварь очень кстати.
К переселенцам время от времени наведываются гости, единомышленники. Посмотреть, поговорить, но первым делом – помочь. Кстати пришёлся в этот день и обед в первом доме возрождаемой Потеряевки, предложенный нам гостеприимными хозяевами (в Корчинской столовой к нам были не столь радушны).
Мы уезжали, и с трудом осознавалось, что вот этот дом, куры, четыре гуся и три утки, пара лошадей, мирно жующих, корова, пригревшаяся на солнце, – всё это и есть начало новой Потеряевки, начало тому, что все мы поймем наконец: нельзя человеку без родины... В. Ретунский». («Свет октября» 25 февраля 1992 г. № 24 (7321) Мамонтовский район).