размер шрифта

Поиск по сайту



"Двадцать лет спустя"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ В ЗАБРОШЕННУЮ ПОТЕРЯЕВКУ ВЕРНУЛСЯ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ»

«Полтора годе назад, беседуя с известным христианским проповедником Игнатием Тихоновичем Лапкиным, честно говоря, сомневался, что его планы возрождения родной Потеряевки найдут воплощение в жизни. И в более-то стабильные времена многие благие начинания становились жертвами безжалостной бюрократической машины. А в наше-то, смутное, шансы Игнатия Тихоновича на успех казались и вовсе призрачными. Но в чем я не сомневался уже тогда, так это в силе его убежден­ности в своей правоте, в правильности выбранного им пу­ти.

И вот я снова Потеряевке... Картина белого безмол­вия, сверкающего под солн­цем снега, впервые за много лет была нарушена самыми что ни на есть прозаичными домом, скотным двором, ба­ней... А вот и тот, кто многое сделал, чтобы из печной трубы весело устремился к зим­нему небу дымок, чтобы тишину нарушали мычание ко­ровы, лай собаки и пенье пе­туха. Во многом это стало во­зможным благодаря брагу Игнатия Лапкина – Иоакиму Тихоновичу.

Из рассказа И. Т. Лапкина.

– В семьдесят первом го­ду в числе последних жителей Потеряевки уехали и на­ши родители. Укрупнение сёл практически превратилось в насильственное выселение, когда закрывают школу, магазин и ставят в положение, при ко­тором жить невозможно, – это, я считаю, насильственное выселение. А ведь земля здесь хорошая и места красивые. Можно заниматься и скотовод­ством, и земледелием.

Весной 1991 года сюда, в родные места Иоаким Тихо­нович приехал вместе с Виталием Устиновым, чтобы через двадцать лет после того, как последние жители покинули Потеряевку, начать восстановление посёлка. Началом стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. По дощечке, по лесинке стали со­бирать материал для строите­льства скотного двора. Пер­вую существенную помощь, оказали поселенцам председа­тель Комсомольского сельсо­вета И. Н. Писарев и директор совхоза «Кадниковский» В. Г. Игонин. Поддержали морально, один помог купить стройматериалы, другой – лошадь. Уже здесь, на месте купили и корову. Вроде всё просто получается: помогли, привез­ли ...Но знал бы кто, какие силы истрачены!..

 Из рассказа Иоакима Лапкина:

– Закончил Московскую духовную семинарию, в семь­десят восьмом году стал священником. Но никогда не покидало желание вернуться в родные края. Приезжали сюда и видели – малая родина зарастает бурьяном. И мы решили – пора начинать возрождение посёлка. Понимали, что проблем возникнет масса. Летом поселенцы взялись за дело. Готовили простейший строительный материал – са­ман, иначе говоря, крупный кирпич из глины с соломой. Простейший-то простейший, но дома из него, сделанные на совесть, стоят веками. Первого августа 1991 года первый кирпич был положен, а всего на строите­льство двухквартирного дома их ушло около семи тысяч. Иоаким Тихонович, сам пре­красный каменщик, за две не­дели сложил стены, а до дож­дей уже и крышу сделали (разжиться шифером помог директор Корчинского РТО). Колхоз «Наука» Тюменцевского района продал им вторую лошадку. Без тягловой силы пришлось бы туго. Вообще, уже на первом этапе восста­новления села переселенцы ощутили, что многие люди, доселе их не знавшие, отно­сятся к их затее с понимани­ем, а главное – не чурались оказывать помощь.

Из рассказа Иоакима Лапкина.

- Работали мы весь свето­вой день, кроме воскресений и религиозных праздников. В палатке и богослужение сове­ршали. Сейчас к нам на жи­тельство подали заявления пятнадцать семей. В основ­ном это родственники, близ­кие по духу и вере люди. Ве­сной этого года думаем зало­жить десять домов. Подчеркну: мы стали ощущать благожела­тельное отношение к нам рай­онной администрации, адми­нистрации села Корчино. По­обещали выделить лес, ДРСУ продало нам 70 кубометров щебёнки.

Кроме дома, бани, скотного двора, успели и колодец выкопать и пруд. Сейчас вот завезли 28 бетонных плит. Планируют на основе бывше­го клуба (остались стены) по­строить школу и храм. В бли­жайшее время сюда должны подвести электроэнергию. Про­блему питания до сегодняш­него дня решали по-разному – что-то привозили, что-то по­купали, неплохой урожай со­брали в огороде. В этом году переселенцы намерены при­вести в порядок кладбище, пруды. Ну а что касается рабочих рук – с наступлением тепла приедут единомышлен­ники. Кстати, ребятишки из православного лагеря Игнатия Лапкина, так сказать, соревнуются за право порабо­тать на восстановлении по­сёлка. Вдумайтесь в это! У нас чаще всего соревновались за то, чтобы хорошо отдохнуть. Чувствую, у многих читателей уже вертится вопрос: откуда средства на восстановление посёлка? В это дело Лапкины вложили все свои сбережения... был у нас разговор вначале всего этого. Мы понимали, что дело задумали труднейшее, проблем встретим массу. Но сейчас мы постепенно находим понимание и, благодарение Боry, – се­рдца у людей открываются на­встречу. И потом, у нас есть руки и желание...Внутри дома большая русская печь с полатями, алтарь с иконами, книги религиозного содержания. И красочный бу­кварь, изданный в США на русском языке. Ведь кроме Иоакима Тихоновича, его бра­таПавла, мамы братьев Ма­рии Егоровны, здесь живет ше­стилетний племянник Ося. Так что букварь очень кстати.

К переселенцам время от времени наведываются гости, единомышленники. Посмот­реть, поговорить, но первым делом – помочь. Кстати пришёлся в этот день и обед в первом доме возрождаемой Потеряевки, предложенный нам гостеприимными хозяевами (в Корчинской столовой к нам были не столь радушны).

Мы уезжали, и с трудом осознавалось, что вот этот дом, куры, четыре гуся и три ут­ки, пара лошадей, мирно жу­ющих, корова, пригревшаяся на солнце, – всё это и есть начало новой Потеряевки, на­чало тому, что все мы пой­мем наконец: нельзя человеку без родины... В. Ретунский». («Свет октября» 25 февраля 1992 г. № 24 (7321) Мамонтовский район).

131