размер шрифта

Поиск по сайту



"Свадьба по-христиански"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«28 января корреспондент «ЧС» (газета «Честное Слово» – прим. сост.) был приглашён в Крестовоздвиженскую общину православных христиан в Барнауле, на торжество Таинства венчания.

Барнаульская Крестовоздвиженская общи­на является одним из сорока приходов Си­бири и Дальнего Вос­тока, открытых Русской Право­славной Церковью за грани­цей. С Барнаульской епархией община сотрудничает, но дер­жится особняком, считая, что к нарушению многих православ­ных канонов официальная цер­ковь относится безразлично. В Крестовоздвиженской же об­щине библейские заветы чтят, строго соблюдая Божьи запове­ди и церковные каноны.

Так выглядят законопослушники. Мирским, чтобы попасть в храм общины, нужно без огово­рок принимать установленные в соответствии с канонами строгие правила. Мне было на­казано взять с собой два платка (короткий платок закрывает волосы на лбу и повязывается на затылке, а концы длинного платка прикалываются на бу­лавке у подбородка), надеть длинную юбку, снять все укра­шения и убрать с лица макияж. В таком виде я и присоедини­лась к молящимся к концу ут­ренней службы, успев прослу­шать окончание проповеди от­ца Иоакима о том, как избежать мирских соблазнов и сохра­нить душу чистой и непогреши­мой. Среди женщин – членов Крестовоздвиженской общи­ны я почти не отличалась – все в юбках, платках и без краски на лице. Мужчины – и старше, и помоложе – обязательно с бо­родками, рубахи навыпуск по­вязаны пояском, как принято издревле у православных хрис­тиан.

Закончив службу, отец Иоаким пригласил всех присутству­ющих на Таинство венчания, ласково и с юмором спросив жениха, не передумал ли тот за ночь венчаться.

«Обручаются раб божий Константин с рабой Божьей Надеждой. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», –нарас­пев провозгласил отец Иоаким. Венчались члены общины Кос­тя и Надежда. Молодожены по­знакомились два года назад на занятиях по изучению Библии, которые уже двенадцатый год проводит в политехническом университете Игнатий Лапкин. Костя, студент четвертого курса политехнического универси­тета, тогда уже посещал общи­ну, был исполнителем-наблюда­телем (должность, которая бы­ла с первоапостольских времен во вселенской Церкви, наблюда­тели контролировали претво­рение в жизнь принятых реше­ний Церкви). Надю заприметил сразу. Начали встречаться. За­кончив вуз с красным дипло­мом, Костя отслужил десять ме­сяцев в армии, как льготник. Вернувшись, устроился инженером-конструктором на один из барнаульских заводов.

«Девять месяцев зрел»», – продолжает Надя, – прежде, чем сделать мне предложение». Сама Надежда в этом году заканчивает медуниверситет и тоже тянет на красный диплом. Вот такая симпатичная пара. Родители у обоих – неверую­щие. Отношение, по словам мо­лодоженов, с их стороны неод­нозначное. На венчание в об­щину пришли обе мамы и Кос­тины родственники. Держа­лись натянуто, даже несколько растерянно, ведь пришлось не только надеть платки, но и за­быть на время мирские пожела­ния и застольные тосты.

Таинство венчания, кото­рое мирские и околоцерков­ные ошибочно называют обря­дом, было красивым и трога­тельным. Невеста, как и поло­жено в общине, вместо фаты обвязала голову белым с вышивкой платком, накинув по­верх прозрачную белую ткань. Но отступимся от церемонии венчания для того, чтобы на­помнить о том, какой должна быть семья, основанная на Биб­лейских, Евангельских запове­дях и правилах.

Жена да убоится мужа своего. Как любит повторять старо­ста и попечитель Крестовоз­движенской общины Игнатий Лапкин, любое общество дер­жится на трёх столпах: вере в Бога, семье и частной собствен­ности. После грехопадения Бог установил неизменную доныне иерархию власти в семье: муж – глава. Жена да убоится мужа своего, говорится в Библии. Внешне это выражено так, что при бракосочетании жена все­гда стоит слева, что означает низшую сторону, греховную – как и нижняя перекладина на кресте, наклонена влево). Женщине не позволя­ется одеваться в мужские одеж­ды, чтобы не быть похожей и, тем более, равной мужу. Гope ожидает мужа и всю семью, ска­зано в Первом послании корин­фянам (14 глава, 34 стих), где жена по наущению дьявола до­бьется равенства с мужем или будет держать первенство.

Женам и женщинам гово­рить в храме запрещено, ибо они находятся в подчинении.

Взаимоотношения мужа и же­ны кратко выражены так: муж должен любить свою жену так, что если потребуют обстоя­тельства, отдать за неё жизнь, как и Христос за Церковь.

Жена берется не для секса, но для деторождения. Очень интересны библейские запове­ди по поводу неоднократных браков. Второй законный брак (в случае смерти первой жены) Церковь не одобряет, но допус­кает, отлучая «двоеженца» от церкви на два года. Третий брак (опять же в случае смерти одного из супругов) ещё допус­кается. А вот четвёртый, сказа­но в Книге Правил, просто скотство. Если вдова после 60-летнего возраста выйдет за­муж, её отлучают от церкви как рассвирепевшую. Аборты и противозачаточные таблетки в общине запрещены, согласно основного принципа жизни «Не убий!».

Новая семья. Они свой выбор сделали ещё несколько лет назад. Теперь, стоя со свечами в руках перед алтарем, покорно склонив головы, целуя распя­тие и внимательно слушая ба­тюшку, на их лицах – вся торже­ственность момента. Таинство продолжалось более получаса. В молитвах, произносимых под песнопение сестёр, батюш­ка просил Господа благосло­вить Надежду и Константина на брачную жизнь, дать им дол­годенствие, чтобы их дом на­полнился добром и они смогли помогать всем нуждающимся, благочестивых детей, чтобы жена оказалась как плодовитая лоза, чтобы она во всём пови­новалась мужу. «Вот теперь они – муж и жена», – шепнул мне Игнатий Тихонович, когда отец Иоаким обвел молодых вокруг алтаря и хор пропел: «Исайя, ликуй...».

Надо сказать, обстановка во время венчания была очень тёплой, семейной. Не было ни конвейера женихов и невест, как в загсах, ни нескольких су­пружеских пар, венчавшихся одновременно в официальной церкви. Все – свои, знают друг друга по именам, все волнова­лись, у Надиных подружек на глазах – слёзы.

«Жених всех приглашает на брачный пир», – произнёс отец Иоаким, резюмируя завер­шение Таинства венчания. Гос­ти и члены общины перемести­лись в соседнюю комнату, кото­рая исполняет роль трапезной, где уже были накрыты столы. Для мирских опять же всё в ди­ковинку: на столах нет спирт­ного, за исключением двух бу­тылок вина и шампанского, по­ставленного перед неверующи­ми родственниками. Хотя у православных вино разреше­но, но община стоит на том, что лучше «сухой закон» ради воздержания. За мной и фотографом уха­живают бабульки, подливают, добавляют. Всё очень вкусно. Говорят, три дня готовили. К столу невеста вышла уже в кра­сивой фате, обстановка – бо­лее раскованная. Несколько раз во славу жениха и невесты гости поют «Многая лета...», повторяя по девять раз. Родст­венники, собравшись с духом, поздравляют, опуская слова «выпьем за жениха и невесту» и крики «горько». Кстати, прави­ла общины требуют и регистра­цию в загсе. Наде и Косте это ещё предстоит. Будет и мир­ская свадьба. Жить новая семья собирается пока в общежитии, а через год Косте обещают на предприятии однокомнатную квартиру. Разводов в общине не бывает.

После десерта батюшка Ио­аким собирается в дальнюю до­рогу, нужно ехать по делам в Новосибирский приход. А бра­тья и сёстры готовятся пока­зать для молодых концерт. Сдвигают лавки, натягивают импровизированный занавес, распеваются. Перед зрителями разыгрываются библейские сюжеты, которые прерывают­ся песнями под аккомпанемент гитары и синтезатора. Артис­ты свои, поэтому члены общи­ны принимают их тепло.

Игнатий Тихонович прино­сит молодоженам двух голубей-турманов с бахромой на нож­ках, которых сам разводит и го­няет. «По милости Божьей у нас в общине ни одного разво­да нет, – подытоживает он наш разговор о семье, – разводить­ся – дело противное как приро­де, так и божественному закону. И в разводах есть многократ­ная трагедия государства. Ибо ещё Надежда Крупская сказала: 17 процентов разводов – это национальная трагедия. А в России их перевалило уже за 80 процентов» Елена МОРОЗОВА («ЧЕСТНОЕ СЛОВО» №7 (213). Стр.21. 2000 г.).

109