"Свадьба по-христиански"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«28 января корреспондент «ЧС» (газета «Честное Слово» – прим. сост.) был приглашён в Крестовоздвиженскую общину православных христиан в Барнауле, на торжество Таинства венчания.
Барнаульская Крестовоздвиженская община является одним из сорока приходов Сибири и Дальнего Востока, открытых Русской Православной Церковью за границей. С Барнаульской епархией община сотрудничает, но держится особняком, считая, что к нарушению многих православных канонов официальная церковь относится безразлично. В Крестовоздвиженской же общине библейские заветы чтят, строго соблюдая Божьи заповеди и церковные каноны.
Так выглядят законопослушники. Мирским, чтобы попасть в храм общины, нужно без оговорок принимать установленные в соответствии с канонами строгие правила. Мне было наказано взять с собой два платка (короткий платок закрывает волосы на лбу и повязывается на затылке, а концы длинного платка прикалываются на булавке у подбородка), надеть длинную юбку, снять все украшения и убрать с лица макияж. В таком виде я и присоединилась к молящимся к концу утренней службы, успев прослушать окончание проповеди отца Иоакима о том, как избежать мирских соблазнов и сохранить душу чистой и непогрешимой. Среди женщин – членов Крестовоздвиженской общины я почти не отличалась – все в юбках, платках и без краски на лице. Мужчины – и старше, и помоложе – обязательно с бородками, рубахи навыпуск повязаны пояском, как принято издревле у православных христиан.
Закончив службу, отец Иоаким пригласил всех присутствующих на Таинство венчания, ласково и с юмором спросив жениха, не передумал ли тот за ночь венчаться.
«Обручаются раб божий Константин с рабой Божьей Надеждой. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», –нараспев провозгласил отец Иоаким. Венчались члены общины Костя и Надежда. Молодожены познакомились два года назад на занятиях по изучению Библии, которые уже двенадцатый год проводит в политехническом университете Игнатий Лапкин. Костя, студент четвертого курса политехнического университета, тогда уже посещал общину, был исполнителем-наблюдателем (должность, которая была с первоапостольских времен во вселенской Церкви, наблюдатели контролировали претворение в жизнь принятых решений Церкви). Надю заприметил сразу. Начали встречаться. Закончив вуз с красным дипломом, Костя отслужил десять месяцев в армии, как льготник. Вернувшись, устроился инженером-конструктором на один из барнаульских заводов.
«Девять месяцев зрел»», – продолжает Надя, – прежде, чем сделать мне предложение». Сама Надежда в этом году заканчивает медуниверситет и тоже тянет на красный диплом. Вот такая симпатичная пара. Родители у обоих – неверующие. Отношение, по словам молодоженов, с их стороны неоднозначное. На венчание в общину пришли обе мамы и Костины родственники. Держались натянуто, даже несколько растерянно, ведь пришлось не только надеть платки, но и забыть на время мирские пожелания и застольные тосты.
Таинство венчания, которое мирские и околоцерковные ошибочно называют обрядом, было красивым и трогательным. Невеста, как и положено в общине, вместо фаты обвязала голову белым с вышивкой платком, накинув поверх прозрачную белую ткань. Но отступимся от церемонии венчания для того, чтобы напомнить о том, какой должна быть семья, основанная на Библейских, Евангельских заповедях и правилах.
Жена да убоится мужа своего. Как любит повторять староста и попечитель Крестовоздвиженской общины Игнатий Лапкин, любое общество держится на трёх столпах: вере в Бога, семье и частной собственности. После грехопадения Бог установил неизменную доныне иерархию власти в семье: муж – глава. Жена да убоится мужа своего, говорится в Библии. Внешне это выражено так, что при бракосочетании жена всегда стоит слева, что означает низшую сторону, греховную – как и нижняя перекладина на кресте, наклонена влево). Женщине не позволяется одеваться в мужские одежды, чтобы не быть похожей и, тем более, равной мужу. Гope ожидает мужа и всю семью, сказано в Первом послании коринфянам (14 глава, 34 стих), где жена по наущению дьявола добьется равенства с мужем или будет держать первенство.
Женам и женщинам говорить в храме запрещено, ибо они находятся в подчинении.
Взаимоотношения мужа и жены кратко выражены так: муж должен любить свою жену так, что если потребуют обстоятельства, отдать за неё жизнь, как и Христос за Церковь.
Жена берется не для секса, но для деторождения. Очень интересны библейские заповеди по поводу неоднократных браков. Второй законный брак (в случае смерти первой жены) Церковь не одобряет, но допускает, отлучая «двоеженца» от церкви на два года. Третий брак (опять же в случае смерти одного из супругов) ещё допускается. А вот четвёртый, сказано в Книге Правил, просто скотство. Если вдова после 60-летнего возраста выйдет замуж, её отлучают от церкви как рассвирепевшую. Аборты и противозачаточные таблетки в общине запрещены, согласно основного принципа жизни «Не убий!».
Новая семья. Они свой выбор сделали ещё несколько лет назад. Теперь, стоя со свечами в руках перед алтарем, покорно склонив головы, целуя распятие и внимательно слушая батюшку, на их лицах – вся торжественность момента. Таинство продолжалось более получаса. В молитвах, произносимых под песнопение сестёр, батюшка просил Господа благословить Надежду и Константина на брачную жизнь, дать им долгоденствие, чтобы их дом наполнился добром и они смогли помогать всем нуждающимся, благочестивых детей, чтобы жена оказалась как плодовитая лоза, чтобы она во всём повиновалась мужу. «Вот теперь они – муж и жена», – шепнул мне Игнатий Тихонович, когда отец Иоаким обвел молодых вокруг алтаря и хор пропел: «Исайя, ликуй...».
Надо сказать, обстановка во время венчания была очень тёплой, семейной. Не было ни конвейера женихов и невест, как в загсах, ни нескольких супружеских пар, венчавшихся одновременно в официальной церкви. Все – свои, знают друг друга по именам, все волновались, у Надиных подружек на глазах – слёзы.
«Жених всех приглашает на брачный пир», – произнёс отец Иоаким, резюмируя завершение Таинства венчания. Гости и члены общины переместились в соседнюю комнату, которая исполняет роль трапезной, где уже были накрыты столы. Для мирских опять же всё в диковинку: на столах нет спиртного, за исключением двух бутылок вина и шампанского, поставленного перед неверующими родственниками. Хотя у православных вино разрешено, но община стоит на том, что лучше «сухой закон» ради воздержания. За мной и фотографом ухаживают бабульки, подливают, добавляют. Всё очень вкусно. Говорят, три дня готовили. К столу невеста вышла уже в красивой фате, обстановка – более раскованная. Несколько раз во славу жениха и невесты гости поют «Многая лета...», повторяя по девять раз. Родственники, собравшись с духом, поздравляют, опуская слова «выпьем за жениха и невесту» и крики «горько». Кстати, правила общины требуют и регистрацию в загсе. Наде и Косте это ещё предстоит. Будет и мирская свадьба. Жить новая семья собирается пока в общежитии, а через год Косте обещают на предприятии однокомнатную квартиру. Разводов в общине не бывает.
После десерта батюшка Иоаким собирается в дальнюю дорогу, нужно ехать по делам в Новосибирский приход. А братья и сёстры готовятся показать для молодых концерт. Сдвигают лавки, натягивают импровизированный занавес, распеваются. Перед зрителями разыгрываются библейские сюжеты, которые прерываются песнями под аккомпанемент гитары и синтезатора. Артисты свои, поэтому члены общины принимают их тепло.
Игнатий Тихонович приносит молодоженам двух голубей-турманов с бахромой на ножках, которых сам разводит и гоняет. «По милости Божьей у нас в общине ни одного развода нет, – подытоживает он наш разговор о семье, – разводиться – дело противное как природе, так и божественному закону. И в разводах есть многократная трагедия государства. Ибо ещё Надежда Крупская сказала: 17 процентов разводов – это национальная трагедия. А в России их перевалило уже за 80 процентов» Елена МОРОЗОВА («ЧЕСТНОЕ СЛОВО» №7 (213). Стр.21. 2000 г.).