"Тайна сия велика есть"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«В Барнауле Крестовоздвиженская община зарубежной русской православной церкви известна в первую очередь тем, что её старостой является Игнатий Лапкин, личность далеко незаурядная и неоднозначная. По Лапкину «любое человеческое общество при нормальном развитии основывается на трех столпах: вере в высшее существо, семье, частной собственности. У христиан это вера в Святую Троицу, Бога Отца и Сына, и Святого Духа. Семья, основанная на библейских, евангельских заповедях и правилах, канонах соборов и святых отцов, и частная собственность от трудов своих честных». С этим можно соглашаться или нет, но община, основанная И. Лапкиным, строго придерживается сказанного. Сегодня в ней более 80 человек.
А теперь об одном из «трёх столпов» опоры государства – семье. В общине взаимоотношения мужа и жены трактуются следующим образом: «в любой ситуации, кроме нарушения супружеской верности, муж должен любить жену свою так, что если того потребуют обстоятельства – отдать за жену жизнь, как и Христос за Церковь. Жена же всегда должна быть послушной во всем мужу и быть безмолвной, «ибо не муж от жены, но жена от мужа – таков порядок творения». Не берусь судить, насколько сие утверждение придётся по нраву нашим эмансипированным Евам, но в Крестовоздвиженскую общину приходят по убеждению, а не по принуждению, и здесь уж, как говорится, вольному – воля, спасённому – рай.
Минувшее воскресенье для членов общины стало не совсем обычным – сочетались браком сразу две пары: Вячеслав Волков (бывший курсант военного училища) с Анной Игнатовой (студенткой ветеринарного факультета аграрного университета) и Роман Шимко (выпускник педагогического университета) с Алёной Беленковой (студенткой того же факультета, что и Анна).
Обряд венчания проводил отец Иоаким (родной брат И. Лапкина), и торжественность момента подчеркивалась обстоятельностью процесса (как мне сказали члены общины, венчание в Крестовоздвиженском храме проходит «по полному списку»). Свидетельствую, венчание длилось около часа, в обычном загсе за это время слова «Объявляем вас мужем и женою» услышали бы пар шесть-семь. Впрочем, обряд венчания и регистрация сравнению не подлежат, более того – в общине утверждают, что имеются существенные различия между венчанием в Крестовоздвиженском храме и венчанием в обычной церкви (в нашем традиционном понимании).
Но вернемся к молодым. Перед венчанием отец Иоаким обратился к присутствующим со словами: «Венчание – одно из семи таинств. И тайна сия велика есть. Не будьте посторонними созерцателями, скажите: «Господь, благослови их в жизни их». Трижды спрашивал отец Иоким Вячеслава и Анну, Романа и Алёну, имеют ли они «непринужденную и крепкую мысль взять себе в жены (в мужья) того, кого видят перед собой», трижды повторял отец Иоким: «Венчаются раб Божий...» и трижды просил: «Господи Боже наш! Славою и честью венчай их».
Обряд венчания закончился под пение «Исайя, ликуй» и провозглашением «на многие лета».
Обращаясь с напутственным словом к молодым, отец Иоаким сказал: «Сразу устраивайте свою домашнюю церковь, не будет домашней церкви – не будет ничего». Это к тому, что без первого главного столпа общества – веры – не будет ни второго – семьи, ни третьего –собственности.
После венчания все собрались на небольшую трапезу.
Наверняка читателей заинтересует, как проходила и она. Назвать это свадебным застольем я не могу и не берусь, так как в обычное представление о свадьбе, которой «неба было мало и земли», трапеза никак не укладывалась. Несколько бутылок кагора для гостей, друзей и членов общины, бутылка шампанского для молодых, скромные салаты и бутерброды, компот, чай – так выглядел стол. Для человека постороннего (таковых здесь не было) он выглядел бы аскетично. Для членов общины, трезвенников на 100 процентов и весьма воздержанных в пище, такое угощение считалось нормой.
К тому же культ еды членами общины неприемлем. Бахус сюда не вхож, зато есть простор душе, песням и стихам. С песнями, поздравлениями для молодых приехали даже из далекой Потеряевки – деревни, основанной общиной. Звучала гитара, звучали красивые молодые голоса. Вместо разудалого «Горько-о-о!» раздавались тихое «Аминь» и «Спаси вас Бог». И если кто-то пел или говорил, никто не мешал ему даже шёпотом.
Я намеренно не задаю вопрос, насколько долго свадьба запомнится молодым, но точно знаю, что в общине из всех ранее заключённых браков нет ни одного развода и дети здесь в радость, но воспитывают их строго по вере, где «метод наказания и ласки должен быть согласованным соразмерно преступлению, и не во гневе, а с разъяснением». В общине начинают вторую жизнь, поднимаются со дна и даже обзаводятся семьями бомжи, эти отбросы любого общества. В это трудно поверить, но это так.
...Над храмом в синем морозном небе кружились голуби. С ледяной горки шустро съезжала детвора. Продолжалась такая прекрасная штука – жизнь. Михаил ЗИМОГОР» («Вечерний Барнаул» № 13 (1142) от 27 января 2000 г.).