Патриарху Пимену
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ ПИМЕНУ»
«В устах их Ты близок, но далек от сердца их»Иер. 12:2.
Мир Вам, Ваше Святейшество! Да продлит Всемогущий Господь дни Ваши на благо Церкви Христовой и да сохранит для Царствия Своего!
Многие дни молились мы, чтобы знать, стоит ли писать к Вам, зная, что письмо, наверное, не будет Вами получено.
«Утроба моя! Утроба моя! Скорблю в глубине сердца моего, волнуется во мне сердце моё, не могу молчать: ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани»Иер. 4:19.
«Поговорю, и будет мне легче»Иов 32:20.
У Вас всё сейчас по образу мира, такая же мёртвенность везде: минутный интерес, попустительство, пренебрежение своими правами и невозможность попасть к Вам. Все друг другу сделались чужими, и Ваше седалище уже не как у первосвященника Илия, «при дороге у ворот»(3 Цар. 4:13),но охраняется совершенно неверующими людьми, и Вам дела нет до того, что вверенный Вам ковчег давно уже в плену у филистимлян.
Если у Вас не хватает смелости, духа ревности обличить беснующуюся Иродиаду, как Златоусту или как Иоанну Крестителю, то уж можете же Вы призвать к порядку священников, исполняющих дело Господне небрежно, что заслуживает проклятия Божьего.
Нет оглашенных, крестят всех. Бурным, мутным потоком хлынули в церковь номинальные «христиане». Тех, кого крестят, никто и не думал приводить ко Христу. Почему же происходит это невиданное безумие, что Церковь видимая, православная стала состоять из людей невозрождённых, мёртвых, непросвещённых началами Христова учения: из посторонних! Чьё царство мы строим? Этот вопрос Вы должны себе поставить, владыка святый.
Ваше Святейшество! Вы должны решить, с кем быть: с теми ли, кто подлаживается под существующие власти, ища их одобрения, или с теми, кто как Михей, сын Иемвлая, скажет:«Жив Господь. Я изреку то, что скажет мне Господь»(3 Цар. 22:14). Почитайте пророческие книги и свои «послания», как бледно, мёртво будут выглядеть Ваши одобрительныеписьма к сильным мира сего. Вспомните, молчал ли святитель Филипп, видя безумие тирана, хотя и знал, что слово обличения его не достигнет царя. Но это огнепальное слово достигло нас. Мы ждём от Вас слова и духа пророческого – да спасёмся все.
«Окоростовал я, и вы окоростовали вместе со мною», – сказал патриарх Никон народу. Посмотрите на народ, который Вас окружает. Корыстолюбие, разврат, пьянство, лесть овладели всеми. Какому Богу призваны мы служить? Или не для нас Библия с её громогласными истинами? Стыдно будет на Суде Божием, что Библия вышла по Вашему благословению, но вот, мы видим, что делается всё в церквах так, чтобы ничего библейского не было...
Почему даже Паримии и Апостол, Евангелие не читаются на русском языке? Кто умышленно держит народ во тьме и суеверии? Если уж канонизировалиИннокентия, митрополита Московского – просветителя северных народов, то подражайте же мужественно ему – не глушите родной, великорусский язык. Вверенная Вам паства не знает Священного Писания. А не зная его законы, – говорит Златоуст, – она погибает. Приснопамятный митрополит Никодим в этом вопросе был смелее Вас, но в Вашем лице не нашёл поддержки. Поговорите с теми, кто слышал служение его – как рады были люди! И как контрастируют с этим слова, приписываемые Вам: пока я живу, русскому языку в церкви не быть.
Вы как пастырь не подражали патриарху Тихону и святым, пророкам. Вы не сделали даже попытки выйти из своего положения рабской зависимости от обстоятельств. В верхних эшелонах церковной власти ясно видится «мерзость запустения»: священство в подавляющем большинстве ставится антиканонично, с вмешательством мирской власти – это касается и Вашего сана. И здесь нужно общенародное Ездрино покаяние за прелюбодейную связь с миром (1 Езд. 10:18-19, Неем. 10:29). Восстановите падшую скинию!
Владыко святый! От великой скорби взываем к Вашей святительской совести: приидите и помогите! Увидьте же, что совершается в Вашем войске. Если полководец не знает, что делают его подчинённые, то зачем такой полководец, а если знает о всех безобразиях и молчит, то кто он? И зачем он нужен такой?
«Рукоположившие делаются виновными во всём, что натворят те, кого поставили они в священную должность» (Иоанн Златоуст, т. 2, с. 632).«Не думаю, чтобы среди священников многие спаслись, более из них погибает» (т. 9, с. 34).«Епископ ли, пресвитер ли, не идите за ними, если они отступили от истины. Восстанут епископы на епископов» (т. 8, с. 705-8).
Ереси рождаются от незнания Писания. Безбожество питается нечистой жизнью священнослужителей. То и другое вверено Вам, Вы – судия, инспектор своего войска. Везде требуется качество, отвечают за продукцию. Только священники, похоже, ни за что не отвечают. И даже страшные Таинства превратили в обряд и требу.
Почему, Владыко святый, Вы, как Епископ Христов, обладающий всей полнотой власти апостольской, не ревнуете о силе обличительного слова? Ваше слово не меч обоюдоострый, а мягкая губка, не очищающая ран народа, а убаюкивающая, ни к чему не обязывающая никого. За Ваше слово Вас не будет гнать даже и последний гонитель, ибо Вы так искусно уклоняетесь от жизненных проблем, что слово Ваше умерло прежде рождения. Слово же пророка живёт тысячелетия, да вселится оно в Вас и да познают все, что с нами Бог!
Представьте себе, что Вас сегодня святой Апостол Павел зовёт с собой во второе или в четвёртое путешествие в опасности: годны ли Вы и все Ваши архиереи? Кроме жалкой улыбки это предложение ничего не вызовет, что я видел наяву в беседе с ними.
Любя Вашу бессмертную душу, пишем Вам, почти не имея надежды ни на Ваше всенародное покаяние в прежних Ваших упущениях, ни на Ваше исправление. Но надеясь на Бога, всё превозмогающего, молим Его, да поймете Вы: Россия потому и гибнет, что гибнет православие, – по слову Ф. М. Достоевского. Подвиг же народа состоит в том, что видя неправедную, соблазнительную жизнь пастырей, народ верит в подлинность служения и Таинства.
И лично я верю, что не случайно Вы оказались на вершине земной церковной власти: чтобы показать всем, что ничто не спасёт от бездуховности, если не будет ревности о деле Божием, о Его Доме, который превращают в дом торговли и вертеп разбойников.
Прошу Ваших святых молитв и Божиих благословений на дело Божие и на страдания за имя его, хотя бы и от духовных властей. Июль 1982 г. Лапкин Игнатий Тихонович».
Другое письмо, адресованное митрополиту Питириму, было отправлено сравнительно недавно, через несколько дней после освобождения Игнатия из лагеря. В нём барнаульский «магнитофонизатор» просит главу издательства московской Патриархии выразить его отношение к «издательской инициативе на местах».