"Опереться на себя"
Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»
«Вопрос о роли православия в нашей жизни более чем серьёзен. Православие на Руси не случайно. В качестве официальной религии оно было принято потому, что наилучшим образом соответствовало сложившемуся к тому времени хозяйственному укладу общинного землепользования, который в свою очередь определялся природно-климатическими условиями на территории расселения восточных славян. Под воздействием православия у народа выработались определенный тип мышления, психология, мораль, нравственность, культура, вошедшие в строй русской души. Православие всегда было цементирующей силой единения государства. Любые попытки не учитывать это обречены. Хотя Россия обезбожена, православная закваска генно бродит в русских душах, русский человек думает, может быть, и инстинктивно, по-православному. Поэтому переход к рынку в России – проблема не только и не столько экономическая, социальная или политическая, а прежде всего психологическая, духовно-нравственная и религиозная.
Зайдите в православные храмы, и почтя в каждой проповеди: не становитесь рабами собственности, накопительства, не подвергайтесь соблазну обогащения, не человек должен служить богатству, а богатство человеку. А включаешь дома телевизор, радио, раскрываешь газету – «проповеди» совсем противоположные: деньги, деньги, виллы, богатство любой ценой, дети в рекламных паузах восклицают: «Я стал миллионером!..» Богатство обманом, воровством, кровью... Вытравляется из сознания российского человека всё изначально доброе, его неприхотливость, человеколюбие, взаимопомощь и взаимовыручка, его, если хотите, первозданная целомудренность.
Наше поколение помнит, когда в домах не было даже зaмков. А теперь бронированные двери, решётки на окнах. Обсуждается проблема в целях самозащиты, вооружения народа. Уже сама постановка вопроса говорит: человек человеку враг, бойся его. Куда мы идем? Невольно в связи с этим возникает мысль: а нет ли и целенаправленной борьбы с православием? Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в «Советской России» пишет: «Разрушено государство, над трупом которого вовсю пирует воронье «суверенных» князьков растаскивая остатки по своим «улусам». Плохо, но это ещё полбеды. На лицо также гонения на церковь, принявшие скрытые, а потому более изощренные формы».
Не по православию ли бьют, отвлекая людей от их исконной веры, поощряемые в своих гастролях различные лжепророки, «целители», оккультисты, астрологи, парапсихологи и прочие «чудотворцы»? А залпы определенной части средств массовой информации по церковным иерархам, уличенным как «агенты» КГБ и исполняющим волю КПСС, разве не нацелены в целом на православие? А инспирируемая борьба за «чистоту веры» через нападки представителей зарубежной православной церкви (ЗРПЦ).
Вот образчик. Недавно в кинотеатре «Мир» и по Алтайскому телевидению демонстрировался фильм «Глас вопиющего, или Второе крещение Pуси». Чего только там нет: и «нечистые сергианцы», и «агенты» КГБ и «прислужники КПСС», и ядовитые замечания в адрес конкретных служителей церкви. Фильм претендует на защиту православия, а фактически бьёт по нему. Как не позлорадствовать врагам церкви: пусть забрасывают друг друга обличительной грязью во имя чистоты веры. Для атеистов правило: «чем хуже у них, тем лучше для нас». В фильме как бы утверждается: «Да посмотрите, какие они православные, ещё хуже атеистов ссорятся между собой».
Герой фильма противопоставляет зарубежную русскую православную и русскую православную церкви. И здесь, как видим, спасение должно прийти из-за рубежа. Но почему? ЗРПЦ сформировалась духовенством, которые в суровые годы испытаний оставили свою паству, бежали за границу, спасая самих себя. А теперь, забывшие Россию, не знающие её, из сытой Америки поучают, как русским строить свою духовную жизнь. Это, по меньшей мере, неэтично. А те, кто остался, были и гонимы, и репрессированы, но верно служили церкви, своему народу и Отечеству, какой бы трагичной ни была её история. У Патриарха Тихона, ныне канонизированного в святые, хватило мужества в 1919 году в послании к архипастырям Русской церкви призвать к «прекращению распрей и раздоров», напомнить, что «установление той или иной формы правления – не дело церкви, а самого народа».
Как это современно! А достойны ли осуждения «сергианцы», пожертвовавшие в годы Великой Отечественной войны средства церкви на создание танковых и авиационных подразделений, призвавшие верующих и весь народ на борьбу с фашизмом? Что, осудим тех священников, которые, откликнувшись на призыв Патриарха Сергия, отказывались служить поработителям? Официальные данные свидетельствуют, что таких было абсолютное большинство.
Тщетны попытки создателей фильма скомпрометировать и Благочинного церквей Николая Павловича Войтовича. Верующие знают его многие годы как отца Николая, верят ему искренне. Знают его как честного гражданина и патриота. Знают, как много он сделал для благолепия храмов Барнаула, Бийска и Рубцовска. Проявляя настойчивость, добивается в 1977 году регистрации православных обществ и строительства храмов в городах Славгороде и Камне-на-Оби, затем в Алейске, Белокурихе, Новоалтайска, Тальменке, возвращения прихожанам храма в селе Коробейниково. И это в годы, когда «господствовали КГБ и КПСС!».
По статье 3 Закона «О свободе вероисповедания» религиозные объединения отделены от государства. Это значит: каноническая, богослужебная деятельность, кто прав, а кто не прав – внутреннее дело церкви, никто другой не вправе вмешиваться. На каком же основании телевидение и кинотеатр «Мир» посягнули на его право? По Конституции (ст. 50) запрещено возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. А сколько вражды н ненависти, вплоть до унижения человеческого достоинства, выплеснул фильм!
Далее, в статье 23 Закона записано: «Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждения предприятий по производству богослужебной литературы и предметов культа».
На каком же основании в Барнауле производимые неизвестно кем, да к тому же с кощунственным оттенком, продаются предметы культа в магазинах, киосках, а то и просто на улице, где вперемежку с церковной литературой, крестиками, изображениями Христа и Божьей Матери лежат сексуальные книжки, картины и фотографии; здесь же можно увидеть краску, облицовочную плитку, обои и пр.?
Вера сплетена с чувствами и эмоциями людей, как ничто другое, и обращение ко всему, что связано с религией, должно быть взвешенным, многократно продуманным. Например, прекрасная передача по ТВ была с участием проповедника евангельских христиан-баптистов Валерием Астраханцевым. Он спокойно, не поучая, рассказал о своей церкви. А как он деликатно ответил о православии; каждый к Богу идёт своим путём. Бог один, веры разные. И всё.
Хочу быть правильно понятым. Говоря о православии, я ни в коей мере не выступаю за то, чтобы ущемлялись интересы других конфессий. Издревле на Руси преимущественно распространено православие. Однако это не мешало строить для мусульман мечети, для буддистов – пагоды, для баптистов – дома молитвы; исповедовать избранную религию. Это многообразие должно учитываться и сегодня. Не хотел, чтобы усмотрелось здесь особое миссионерство России.
Не противопоставляется православие и рынку. Но, создавая рынок, нельзя игнорировать тысячелетнюю историю своего Отечества, свои потенциальные возможности, их своеобразие. Мы угробили социалистическую идею только потому, что она осуществлялась бездумно, на основе жесточайшего богоборчества. И не социализм виноват, а те, чьими руками он творился. И вновь мы можем создать такой рынок, что от ужаса содрогнется весь мир, прелести этого творения мы уже испытываем. И не рынок виноват, а опять же те, кто его таковым строит. Вот о чем я хотел сказать. Опереться на самих себя, на свои исторические и духовные корни – в этом будущее России.
А. СЕДЕШЕВ. г. Барнаул.
Гонорар за статью прошу перечислить в фонд восстановления Никольской церкви в г. Барнауле.
Коротко об авторе: Александр Петрович Седешев длительное время (с 1976 по 1985 гг.) работал уполномоченным Совета по делам религий при Совмине СССР, затем, уйдя на пенсию, ещё три года оставался заместителем уполномоченного. Ныне – пенсионер. «Алтайская правда» 17.3.93. №46»
(Сейчас Седешев А.П. ревностный прихожанин Войтовича о. Николая, там у него и причащается, не соблюдая поста; ест круглый год курочек. И очень активно участвует в выступлениях на различных собраниях, как ревностнейший апологет коммунистов, тел. 23-07-76).