размер шрифта

Поиск по сайту



"Опереться на себя"

Из книги – И.Т. Лапкин «Для слова Божьего нет уз...»


«Вопрос о роли православия в нашей жи­зни более чем серьёзен. Православие на Руси не случайно. В качестве официальной ре­лигии оно было принято потому, что наилуч­шим образом соответствовало сложившемуся к тому времени хозяйственному укладу общинного землепользования, который в свою очередь определялся природно-климатическими условиями на территории рассе­ления восточных славян. Под воздействием православия у народа выработались опреде­ленный тип мышления, психология, мораль, нравственность, культура, вошедшие в строй русской души. Православие всегда было цементирующей силой единения государства. Любые попыт­ки не учитывать это обречены. Хотя Россия обезбожена, православная закваска генно бродит в русских душах, русский человек думает, может быть, и инстинктивно, по-пра­вославному. Поэтому переход к рынку в России – проблема не только и не столько экономическая, социальная или политиче­ская, а прежде всего психологическая, ду­ховно-нравственная и религиозная.

Зайдите в православные хра­мы, и почтя в каждой пропо­веди: не становитесь рабами собственности, накопительства, не подвергайтесь соблазну обогащения, не человек дол­жен служить богатству, а бо­гатство человеку. А включа­ешь дома телевизор, радио, раскрываешь газету – «про­поведи» совсем противополож­ные: деньги, деньги, виллы, богатство любой ценой, дети в рекламных паузах восклицают: «Я стал миллионером!..» Богатство обманом, воровст­вом, кровью... Вытравляется из сознания российского чело­века всё изначально доброе, его неприхотливость, челове­колюбие, взаимопомощь и взаимовыручка, его, если хо­тите, первозданная целомуд­ренность.

Наше поколение помнит, когда в домах не было даже зaмков. А теперь бронирован­ные двери, решётки на окнах. Обсуждается проблема в целях самозащиты, вооружения народа. Уже сама постановка вопроса говорит: человек че­ловеку враг, бойся его. Куда мы идем? Невольно в связи с этим возникает мысль: а нет ли и целенаправленной борь­бы с православием? Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн в «Совет­ской России» пишет: «Разру­шено государство, над тру­пом которого вовсю пирует воронье «суверенных» князь­ков растаскивая остатки по своим «улусам». Плохо, но это ещё полбеды. На лицо также гонения на церковь, приняв­шие скрытые, а потому бо­лее изощренные формы».

Не по православию ли бьют, отвлекая людей от их исконной веры, поощряемые в сво­их гастролях различные лжепророки, «целители», ок­культисты, астрологи, парапсихологи и прочие «чудотвор­цы»? А залпы определенной части средств массовой ин­формации по церковным иера­рхам, уличенным как «аген­ты» КГБ и исполняющим во­лю КПСС, разве не нацелены в целом на православие? А инспирируемая борьба за «чи­стоту веры» через нападки представителей зарубежной православной церкви (ЗРПЦ).

Вот образчик. Недавно в ки­нотеатре «Мир» и по Алтай­скому телевидению демонст­рировался фильм «Глас вопиющего, или Второе крещение Pуси». Чего только там нет: и «нечистые сергианцы», и «аге­нты» КГБ и «прислужники КПСС», и ядовитые замечания в адрес конкретных служите­лей церкви. Фильм претендует на защиту православия, а фактически бьёт по нему. Как не позлорадствовать врагам церкви: пусть забрасывают друг друга обличительной гря­зью во имя чистоты веры. Для атеистов правило: «чем хуже у них, тем лучше для нас». В фильме как бы утверждается: «Да посмотрите, какие они православные, ещё хуже ате­истов ссорятся между собой».

Герой фильма противопо­ставляет зарубежную рус­скую православную и рус­скую православную церкви. И здесь, как видим, спасение должно прийти из-за рубежа. Но почему? ЗРПЦ сформиро­валась духовенством, которые в суровые годы испыта­ний оставили свою паству, бежали за границу, спасая самих себя. А теперь, забывшие Россию, не знающие её, из сытой Америки поучают, как русским строить свою духов­ную жизнь. Это, по меньшей мере, неэтично. А те, кто ос­тался, были и гонимы, и ре­прессированы, но верно слу­жили церкви, своему народу и Отечеству, какой бы трагич­ной ни была её история. У Патриарха Тихона, ныне ка­нонизированного в святые, хватило мужества в 1919 году в послании к архипастырям Русской церкви призвать к «прекращению распрей и раз­доров», напомнить, что «уста­новление той или иной фор­мы правления – не дело цер­кви, а самого народа».

Как это современно! А до­стойны ли осуждения «сергианцы», пожертвовавшие в го­ды Великой Отечественной войны средства церкви на со­здание танковых и авиацион­ных подразделений, призвав­шие верующих и весь народ на борьбу с фашизмом? Что, осудим тех священников, ко­торые, откликнувшись на при­зыв Патриарха Сергия, отка­зывались служить поработи­телям? Официальные данные свидетельствуют, что таких было абсолютное большинство.

Тщетны попытки создате­лей фильма скомпрометиро­вать и Благочинного церквей Николая Павловича Войтови­ча. Верующие знают его мно­гие годы как отца Николая, верят ему искренне. Знают его как честного граждани­на и патриота. Знают, как много он сделал для благоле­пия храмов Барнаула, Бийска и Рубцовска. Проявляя настойчивость, добивается в 1977 году регистрации право­славных обществ и строитель­ства храмов в городах Славгороде и Камне-на-Оби, затем в Алейске, Белокурихе, Новоалтайска, Тальменке, воз­вращения прихожанам хра­ма в селе Коробейниково. И это в годы, когда «господст­вовали КГБ и КПСС!».

По статье 3 Закона «О сво­боде вероисповедания» религиозные объединения отделе­ны от государства. Это значит: каноническая, богослужебная деятельность, кто прав, а кто не прав – внутреннее дело церкви, никто другой не впра­ве вмешиваться. На каком же основании телевидение и ки­нотеатр «Мир» посягнули на его право? По Конституции (ст. 50) запрещено возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верова­ниями. А сколько вражды н ненависти, вплоть до униже­ния человеческого достоинст­ва, выплеснул фильм!

Далее, в статье 23 Закона записано: «Религиозные объ­единения пользуются иск­лючительным правом учреж­дения предприятий по про­изводству богослужебной ли­тературы и предметов куль­та».

На каком же основании в Барнауле производимые неиз­вестно кем, да к тому же с кощунственным оттенком, про­даются предметы культа в магазинах, киосках, а то и про­сто на улице, где вперемежку с церковной литературой, кре­стиками, изображениями Хри­ста и Божьей Матери лежат сексуальные книжки, картины и фотографии; здесь же мож­но увидеть краску, облицово­чную плитку, обои и пр.?

Вера сплетена с чувствами и эмоциями людей, как ничто другое, и обращение ко всему, что связано с религией, дол­жно быть взвешенным, многократно продуманным. На­пример, прекрасная передача по ТВ была с участием проповедника евангельских христи­ан-баптистов Валерием Астраханцевым. Он спокойно, не поучая, рассказал о своей церкви. А как он деликатно ответил о православии; каж­дый к Богу идёт своим путём. Бог один, веры разные. И всё.

Хочу быть правильно поня­тым. Говоря о православии, я ни в коей мере не выступаю за то, чтобы ущемлялись ин­тересы других конфессий. Из­древле на Руси преимущест­венно распространено право­славие. Однако это не меша­ло строить для мусульман ме­чети, для буддистов – пагоды, для баптистов – дома мо­литвы; исповедовать избран­ную религию. Это многообра­зие должно учитываться и се­годня. Не хотел, чтобы усмотрелось здесь особое миссионе­рство России.

Не противопоставляется православие и рынку. Но, соз­давая рынок, нельзя игнори­ровать тысячелетнюю исто­рию своего Отечества, свои потенциальные возможности, их своеобразие. Мы угробили социалистическую идею толь­ко потому, что она осуществ­лялась бездумно, на основе жесточайшего богоборчества. И не социализм виноват, а те, чьими руками он творился. И вновь мы можем соз­дать такой рынок, что от ужа­са содрогнется весь мир, пре­лести этого творения мы уже испытываем. И не рынок ви­новат, а опять же те, кто его таковым строит. Вот о чем я хотел сказать. Опереться на самих себя, на свои истори­ческие и духовные корни – в этом будущее России.

А. СЕДЕШЕВ. г. Барнаул.

Гонорар за статью прошу пе­речислить в фонд восстановления Никольской церкви в г. Ба­рнауле.

Коротко об авторе: Александр Петрович Седешев длитель­ное время (с 1976 по 1985 гг.) работал уполномоченным Со­вета по делам религий при Совмине СССР, затем, уйдя на пенсию, ещё три года оставался заместителем уполномочен­ного. Ныне – пенсионер. «Алтайская правда» 17.3.93. №46»

(Сейчас Седешев А.П. ревностный прихожанин Войтовича о. Николая, там у него и причащается, не соблюдая поста; ест круглый год курочек. И очень активно участвует в выступлениях на различных собраниях, как ревностнейший апологет коммунистов, тел. 23-07-76).

86